Парижские зарисовки. Сен-Дени
20 Февраль 2010 годаНачну с небольшой студенческой истории… В общем, сдавал я реферат в Сорбонне. Преподаватель выставил требование, чтобы язык был французский. Мол, его духу старого французского аристократа претит воспринимать размышления об истории великих революций на языке бритов. Не вполне законно, но реферат был посредственный, и мне не хотелось лишних осложнений. Вообще, студенты-иностранцы имеют полное право сдавать всё на английском. Прописано в Уставе и контракте… Я решил не осложнять себе жизнь, и начал искать пути решения проблемы. Первым делом залез в интернет…
Переводчиков в Париже — тьма-тьмущая. Могут перевести с идиша на междометия народ тумба-юмба. Одна дама, филологиня с Патентом, загнула 20 евро за страницу ворда. Другие предложения были того же уровня. Плюс-минус 5 евро, но это уже было не принципиально, поскольку масштаб окончательной цены был безумный. Я ж не сынок миллионера… -)))
Однако находчивостью я не обделён. Для начала перевёл свой реферат на французский с помощью компьютерного переводчика ПРОМТ. Затем на Монмартре нашёл скучающего художника, мы сели с ним в кафе, я взял бутылку «Бордо», сыра и кофе. Пока ели пили, он мне всё подсказал — временами сам ручкой правил! Вышло вполне литературно, ни одного замечания впоследствие не было. Всё это обошлось мне в 15 евро. А даме этой надо было бы отдать… аж 300! Ну мыслимое ли дело? Голь на выдумки хитра… Особенно такая ленивая, как я. Вместо того, чтобы язык учить, да?
После этого, довольный собой, я вернулся на квартиру исправлять в ноутбуке ошибки. Отправился пешком, чтобы заодно хмель выветрился — предстояло ещё заниматься. Жил я, кстати, в районе Сен-Дени, в мусульманской его части, где цены на жильё совершенно иные.
Кто не в курсе расскажу историю Святого Дионисия (по-французски: Сен-Дени), покровителя Парижа. Святой Дионисий вырос в богатой и знатной семье греков-язычников, давшей ему хорошее образование. Вскоре он стал членом ареопага – верховного суда и совета в Афинах, столице Греции. Дионисий был обращен в христианство проповедью апостола Павла во время его пребывания в Афинах. Через несколько дней после проповеди он крестился вместе с женой, сыновьями и слугами, а потом оставил семью и последовал за апостолом Павлом.
Три года он сопровождал Павла, разделяя его труды и помогая. По прошествии времени Дионисий был поставлен епископом Афинским и долгое время прожил в этом городе, расширяя и углубляя Церковь.
По примеру апостолов, Дионисий пошел проповедовать Евангелие в дальние страны, и дойдя до Галлии, поселился в Париже. Обратил здесь ко Христу многих язычников. Когда начались гонения на Божию церковь, император Домециан направил в Париж военачальника Сисиния, чтобы он истребил и разогнал в Париже христиан.
Сисиний приказал схватить Дионисия и мучить его. Святого били веревками, клали на раскаленное железо, бросали на съедение зверям, жгли, но и после этого мученик оставался невредим. Затем его призвали на суд, и военачальник потребовал от Дионисия отречения от истинной веры.
После отказа священномученику отрубили голову. Произошло это в 96 г. н. э. По преданию, святой мученик прошествовал с отрубленной головой на холм Монмартр, с вершины которого произнёс славу Христу, и упокоился, спустившись с холма. Ныне этот район и называется Сен-Дени. По злой иронии судьбы это — самый криминальный и бедный район Парижа, к тому же имеющий в своём составе и мусульманскую общину.
А я решил рискнуть, и поселился именно тут, хотя многие не советовали. Недавно, кстати, дочку киевского мэра здесь облапошили. Дорога из аэропорта Шарль де Голль пролегает как раз через Сен-Дени. Автомобиль остановился в пробке, к нему подкатил темнокожий подросток на скутере, разбил крюком стекло, выхватил сумочку с драгоценностями и был таков. Говорят, пропало ценностей на 4,5 млн.евро. Самое интересное, что пацану, если поймают, ничего не будет. Этим промышляют в основном несовершеннолетние. По французским законам несовершеннолетнего можно посадить, если уж он оччччень постарается. К примеру, зверски замочит не менее 3-х человек. Во всех прочих случаях будут долгие нравоучительные беседы, выяснение обстоятельств, которые толкнули юношу на путь лёгкой наживы, общение с родственниками, которые, все как один, будут стенать о тяжёлом положении, ну там ещё адвокаты, ювенальные правозащитники, протесты общины и т.п. Парень будет просто посмеиваться после этого над дураками копами в компании таких же разбойников, под косячок с травкой и бутылочку дешёвого «Бордо».
Но я отвлёкся… Иду я улочками Сен-Дени. Вечереет. У арабских кафе толпится местная молодёжь. О чём-то галдят… мне показалось о футболе. Они все болеют за ПСЖ, который идёт в чемпионате ни шатко, ни валко. Рядом, кстати, Парк де Пренс, самый большой стадион Франции…
Ещё о Сен-Дени. Есть там такое знаковое место — арка. Не слыхали? Арка Сен-Дени — не просто отмечает то место, где улица Сен-Дени переходит в Фобур Сен-Дени. Этот старинный памятник парижской архитектуры разделяет два разных мира.
Район к югу от ворот издавна пользуется дурной славой. Усталые и потрёпанные женщины, стоя у входа в бары, из которых доносится крикливая музыка, или тускло освещенные бордели, зазывают посетителей. Шныряют сутенёры с напряжёнными, непроницаемыми лицами. Машины с потенциальными клиентами медленно проезжают мимо.
На северной стороне, в цивильной части исламского города, картина совершенно иная. Красные фонари сменяются минаретами, стоящими грациозно как часовые, отмечая вход в расположенные на улице мечети. Вместо обилия баров — ряды магазинов, где продается всякая всячина – от халяльной еды и свежих овощей до ароматных специй и традиционной восточной одежды.
Женщины в хиджабах и опрятно одетые мужчины шагают спокойно и с достоинством. Звуки азана – призыва на молитву – доносятся из трех существующих в районе мечетей.
Многие из обитателей Сен-Дени, в прошлом промышленного пригорода Парижа, — мусульмане пакистанского, турецкого или арабского происхождения.
Так вот, я жил довольно далеко от арки, там, где вся эта исламская благодать куда-то улетучивается. Здесь живёт арабская и африканская беднота. И я скажу вам, что район красных фонарей — просто образец спокойствия в сравнению с этими кварталами!
Неподалёку от дома за спиной слышу надсадный вой двигателя скутера. А я, такой, весь погружённый в размышления о превратностях истории… Вырывают у меня папочку с моим рефератом, листы с правкой рассыпаются, вместе с ними — учебные брошюрки и прочая ерунда. Ну, то есть далеко не то, что гордые сыны ислама поимели с киевской матроны.
— Твою мать! — ору я на всю улочку, увидев смеющуюся рожу сына соседки по лестничной клетке.
Их скутер уже затормозил, и он пытается мне объяснить, что хотел преподать урок, чтобы я не ловил ворон в Сен-Дени. Али поясняет, что могли и ломиком по башке садануть…
— Да пошёл ты… — на русском языке я могу не сдерживать себя в выражениях, а затем уже на поганом французском добавляю политкорректно: — Учту, Али, мерси…
Теперь вот думаю, не Али случайно, облапошил кивскую миллиорнершу?
Вот такой он, нынешний Сен-Дени. Как там в «Бриллиантовой руке»? Нью-Йорк — город контрастов. Добавлю: Париж тоже! А уж Сен-Дени…
Нормальный райончик, красиво так! Пацан классно подшутил над Вами. А преподаватель наглец, однако. У нас бы сняли за такое, но это ж Франция.
—————
Антон: Пацанов там было трое. Прошли по детским билетикам. Взрослый — 10 евро, детский — 5. Этот пацан был самый смелый, он и отважился сфоткаться. Мне было забавно видеть как они покупали билеты. Один пытался закосить под 12-летнего, чтобы пройти вообще бесплатно (так в общем везде в Париже, во всех музеях и аттракционах), но суровый африканец-билетёр пояснил, что до 12 вообще вход запрещён. А вообще их больше интересовали не скабрезности, а всякие механические движущиеся штучки. Заводишь, как часы, и оно со скрипом начинает что-то такое выделывать. Какие-то модельки из проволоки. В основном, это томно возлежащие дамы и онанирующие мужики. Детишки с умным видом постигали премудрости механики — как же оно так всё движется? А оно действительно премудро было устроено: огромное количество шарниров, рычагов… В общем, какой-то «леонардо» постарался…